Юлиус Эвола "Пришествие пятого сословия"
Одна из неоспоримых заслуг марксисткой историографии состоит в попытке определить основное направление хода истории и точно выделить его фазы - выйдя за рамки рассмотрения отдельных событий, на которые иные историографии обращают своё внимание. Это войны, национальные потрясения, прочие события того или иного типа, но подобного рода. Все эти случаи рассматриваются ею не как произвольные,
а как вторичные и эпизодические проявления единого процесса глобального развития.
Практически ни одной попытки такого рода до сих пор ещё не предпринималось противоположным лагерём, т.е. "правыми". В действительности же марксистская интерпретация "смысла истории" (как экономически детерминированной последовательности, фатально приводящей к доминации рабочего класса) должна быть начисто отвергнута. Однако такое утверждение может произойти лишь при постановке проблемы на методологически адекватном уровне, где признаётся необходимость рассмотрения исторических событий в столь же широкой схеме, но - продиктованной совершенно иными, высшими критериями, в отличие от грубых и примитивных подходов исторического материализма.
Тем не менее, общая концепция, которая могла бы послужить основой антимарксистской историографии, уже существует. Эта концепция прослеживается в трудах некоторых традициональстических авторов, в первую очередь, Рене Генона, а также В. Веццани и Г. Берля, частично - О. Шпенглера, и представляет
На примере известной нам истории мы можем утверждать, что традиционная иерархическая пирамида рухнула и нисхождение "прошло" через все эти четыре уровня. Цивилизации, где правящее сословие основывало свою власть на сакральном "богоданном праве", и общества, управляемые военной аристократией, составляли, в сущности, единую фазу, которая завершилась с уходом великих европейских династий. В эпоху Французской революции победу одержали принципы индустриализма и либерализма, к власти пришло буржуазное, плутократическое третье сословие "королей" угля, стали, бензина и т.д. Социалистические и пролетарские движения, которые нашли своё логическое оформление в коммунизме и советизме, возвестили о приходе к власти последнего слоя этой иерархии - четвертого сословия, и начале глобального противостояния стран, где оно победило, с теми странами, где всё ещё правит третье сословие.
Если бы эта схема заканчивалась таким образом, впору было бы говорить о её бессмысленности. Но прекращается ли процесс нисхождения на четвертом сословии? В период между двумя Мировыми войнами в Карлсруе вышла маленькая и весьма оригинальная книга, автор которой - Г. Берль - попытался ответить именно на этот вопрос. Эта книга так и называлась - "Пришествие Пятого сословия" ("Die Heraufkunft
В феномене "революции", как таковом, всегда происходит выход на поверхность некого бесформенного субстата, более или менее выявляющегося в позднейшем развитии, но в этой первой фазе проникнутого диким желанием разрушения и уничтожения, страстным порывом к растворению личности в коллективе и "коллективном демонизме". Страницы, написанные Жозефом де Мэстром о Французской революции, являются в этом отношении вневременным зеркалом. Кроме того, отсюда можно вывести понимание
четвёртого сословия вообще как антисословия, поскольку любое подлинное сословие имеет традиционный смысл: воплощение в реальности высшей идеи. Исходя из этого видения, Берль считал характерным симптомом современности, например, организованную преступность, типичным образцом которой является, в частности, американский гангстеризм. Вообще, характеристика новых времён невозможна без явного фактора "организации". Однако, парадоксальным образом, этот фактор означает "организованный хаос". Те же силы, которые скрываются внутри политических систем, порождённых четвёртым сословием, коммунизмом и марксизмом, не исчезают, но продолжают действовать на ещё более низшем уровне.
Со времёни, когда вышла книга Берля, и в иных сферах современного мира становятся все более явственными феномены "выхода на поверхность" того субстата, о котором мы говорили выше. Здесь необходимо коснуться, например, некоторых аспектов того, что называется сегодня "революционным поколением". Революция может быть подлинно легитимной, если она направлена против
Здесь можно также проследить эти феномены и в иных сферах, осуществляющих массированный натиск на личность. Что представляет собой, например, психоанализ, как не разрушение тех перегородок, доступ к которым был, возможно, привиденциально, закрыт ранее, в мире Традиции? Как не вскрытие в душе человека подчеловеческих недр, переворачивающих все ценности и выдающих ещё этот переворот за благую попытку объяснить тайны человеческой психики? С помощью левой идеологии этот феномен распространяется и на социально-исторический план: такое замещение оправданных свыше политических структур догмой "прогресса" соответствует восстанию против того, что еще античная мысль называла термином "гегемоникон", "принцип водя". Человек в этих условиях низводится на уровень простой социальной единицы.
Но основной интерес среди кратко изложенных здесь идей вызывает социальная и экистанциальная проблема "смысла истории", которую теперь надо рассматривать в контексте знаменательных симптомов, выделенных в логике исследования. Однако надо избежать преувеличений и всех форм "апокалиптизма"; все же многие вещи среди представленных здесь должны лишь пробудить к напряженному размышлению того, кто ещё пребывает в наркотическом плену мифа о "прогрессивной демократии" и не способен постичь условия и причины такого течения событий. Четырехчастное нисхождение цивилизации и социальных организаций - это реальность; и после этого уже в наше бытие прорываются инфернальные силы, Силы Хаоса, которые уже не принадлежат собственно человеческому миру. И в этом процессе формула "пришествия пятого сословия" служит прекрасным выражением сущности этого страшного и немыслимого ранее периода, характеризующего финальную стадию "тёмного века", Кали-юги.
(перевод В. Штепы) "Элементы" №5 1994
Публиковалось в издании "СОЛНЦЕВОРОТ" №2