Нижеследующий очерк - любопытное исследование о сходстве некоторых элементов современного Black Metal и древних обычаев германских народов. Написан он австрийским ученым и музыкантом Кадмоном для издаваемого им журнала "Аорта", посвященного вопросам эзотерики, культорологии и т. п.

Взят из книги "Князья Хаоса" М. Мойнихена и Д. Сёдерлинда (в переводе Мартина)

Оскорей.

1.

В детстве, что прошло в горной части Австрии, в прекрасном месте меж горных озер, мне удалось увидеть Перхтов, которые темными зимними ночами бродили по городам и весям. Перхты были добрые, прекрасные, в ярких разноцветных одеждах, с блестящими украшениями, Шьяхперхты – ужасные приведения с того света, с грубыми формами, с деревянными или берестяными масками, облепленные мехом, мхом или лишайником, одним словом, демоны, в которых рядились на празднество местные жители. Так вот Шьяхперхты - ужасные почему-то привлекали меня больше всего. Их окружала своеобразная аура паники. Еще несколько веков, а в некоторых отдаленных уголках, и десятилетий тому назад, эти костюмированные персонажи, которые сегодня выполняют лишь роль примитивного шоу, китча для развлечения приезжих, были совершенно искренней обрядовой практикой, сохранившейся с дохристианских времен. Зрелище было настолько жутким, что при виде этих демонических существ со звериными масками ужас испытывали не только дети, но и взрослые. В карнавале Перхт языческая древность, так называемые "темные века", языческая культура вервольфа может в первозданном виде сохранится до наших дней. Взрослые, как правило, всегда распознавали ряженных, но даже после того как они узнавали в чудище соседского мальчишку, в их сознании вкрадывалось странное ощущение того, что под облачением призрака находится совсем другой человек.

"Всякий облаченный в эти опасные одеяния рискует сам попасть под влияние темных, неведомых Сил. Нечистые бесовские силы пробуждаются в нем; он сам превращается в беса... Ряженые в эту ночь становятся "одержимы", они являются сосредоточием бесовства и чертовщины."

Отто Хефлер, "Тайные обрядовые сообщества германцев"

Во всех шаманских культурах присутствуют танцы, символизирующие животных. Шаман облачается в меха, одевает украшения из зубов, клыков, перьев или же раскрашивает тело и лицо для того, чтобы пробудить в себе качества того или иного животного. Каждый ритуал зачастую может иметь свою определенную динамику, а простое копирование поведения животного в какой-то момент совершает метаморфозу в самом танцующем. В своей психологической драме мифология переплетается с глубинной психологией. В сознании шамана и в сознании внешнего мира его дух сливается с духом изображаемого им существа.

Оживленное воображение перерастало в мистическое родство. Маска не только меняла внешность, она влияла на восприятие. Она "коротко замыкала" повседневное сознание на часы, дни и даже недели, перед глазами открывалась пустыня... "Символическая" магия оказывала действие на человека, стирая грань между актером и изображаемым им существом. Подобная метаморфоза играла также значительную роль среди берсерков и вервольфов - происходила она иногда сознательно, иногда нет. Эти воины носили волчьи шкуры, ремни их были свялены из волчьего волоса, они пили особые напитки, в которые, вероятно, подмешивались наркотические вещества.

В 1961 году в теперешней Латвии произошел такой случай: старый крестьянин по имени Тьез вдруг начал постоянно рассказывать о том, что он является членом стаи вервольфов, о том, как, одевая волчьи шкуры они превращаются в волков, приобретая при этом невиданную силу, о том, как они охотятся на настоящих или воображаемых врагов, как рвут на части животных или спасаются от собак.

Этот старик в свои восемьдесят все еще был вервольфом и хотел перед смертью передать свою Силу молодому преемнику. Он сам был посвящен в вервольфы таким же старым крестьянином, передавшим ему свою волчью шкуру. Отныне в определенное время года - в частности, в зимнее и летнее солнцестояния - он должен был обращаться, будь то по своей воле, или нет, в волка. Выбора у него не было, и хотел ли он использовать свою силу или нет, не имело значения, даже если бы он решил бороться с ней.

"В старину жили на свете молодцы, которые в особый день, надев колдовскую шкуру, превращались в вервольфов. В обычной жизни же были они такими же, как и все, а может быть и лучше: были они добры и дружелюбны и никогда не причиняли никому вреда. Но когда принимали они волчью личину, нужно было остерегаться их. Многие из этих несчастных хотели избавиться от этих проклятых шкур, но..."

Г. Гойе, Р. Фольтер "Фламанские былины."

2.

 

Упоминание о "Дикой Охоте", стае мрачных силуэтов призраков-воинов, мы находим во многих легендах. На своих конях они мчатся ночью по лесам, ведомые Одином, одноглазым покровителем мертвых, или же женщиной-всадницей - и в христианские времена трансформировавшиеся в архангела михаила и его воинство. Черными всадниками, несущимися по грозовым облакам, были Души павших воинов, возвращающихся в родной край в определенное время - чаще всего во время зимнего солнцестояния, когда в течение двенадцати дней на землю приходят призраки, а также во время карнавала, называемого Фашинг (Fasching).

Австрийскому фольклористу Отто Хефлеру в своих книгах "Тайные обрядовые сообщества германцев" и "Культы перевоплощения" удалось доказать, что "Дикая Охота" была не мифологической интерпретацией бурь, гроз или птичьих стай, как полагали многие исследователи, но являлась союзом мифологии и фолклора, мифа и реальности, а также важнейшим элементом нордических мистерийных культов.

В этих легендах он усматривает упоминание о первобытных, подчас диких обычаях, в которых принимали участие молодые, как правило, неженатые люди на празднества и гуляния. Они образовывали некие союзы, и то, чему в них учили, должно было оставаться тайной за семью печатями - разительное сходство с тайными средиземноморскими культами.

Хефлер также отмечал некоторые сходства этих культов перевоплощения в животных и демонов с культом Митры (в котором посвященные различного уровня носили маски львов и воронов.

Таким образом, юноши олицетворяли души своих далеких Предков). Хефлер подчеркивал, что в германском Weltanschauung, как и во многих других дохристианских культурах не существовало четких границ между этим и загробным миром - эти границы были весьма размыты. Обычаи этих культов были весьма жестокими. Употребляя или же нет наркотические вещества, их члены достигали "тевтонской" ярости, которую Хефлер называл "сознательным экстазом ужаса", который мог доходить до различных крайностей:

"Этот тип религиозного "расширения реальности" вовсе не являл собой лишь удовольствие, получаемое от оргии, но был скорее своеобразным долгом перед умершим. В экстазе рушились границы индивидуального сознания, но не границы порядка: человек должен был достичь надиндивидуальной общности с умершими".

"В германских племенах берсерки олицетворяли необузданную страсть, воображение, вдохновение, что для полноценного существования общественного организма не менее важно, чем консервативная функция, которую исполняли более взрослые родичи или же старцы".

Георгий Думезил.

 

Любопытные детали, касающиеся "Дикой Охоты" были найдены мною в диссертационной работе Кристины Йоханнссен, посвящённой нордическому молодёжному костюму. В Норвегии "Дикую Охоту" называли "Оскорей", "Оскорейди", "Оскорейн", Это слово, более не употребляющееся в современном норвежском языке, означало "Ужасная Скачка", "Громоподобная Скачка" или же "Скачка Асгарда", все эти коннотации взаимно дополняли одно и тоже понятие. Кроме того, выясняется, что в Норвегии вплоть до конца прошлого столетия (!) среди молодых людей существовал обычай на праздники носить шкуры, меха и маски.

"Неистовая скачка, как правило, заканчивавшая погромами и разрушениями, была естественной вещью для этих людей. Но, в тоже время, в ней всегда соблюдались определённый порядок, определённый закон, и, конечно же, традиция; и объяснить с психологической точки зрения это явление одним лишь буйством молодых людей, неверно".

Кристина Йоханнссен

Обычно в таком облачении они появлялись по ночам в дни Зимнего Солнцестояния. Они носили маски на лицах, рядились в диковинные одежды и придумывали себе вымышленные имена, чтобы остаться нераспознанными. Иногда они ходили пешком, но чаще ездили верхом. Их задачей было наказать того, кто нарушал карнавальные традиции. Мстили, а точнее, вредили, они как могли: заколачивали двери, забивали трубы, похищали и крушили домашнюю утварь или вешали в кухне козла. Самой же вожделенной их целью было хозяйское пиво - бочонки или бесследно исчезали, или же, на утро вместо ячменного напитка в них оказывалась вода или лошадиная моча, либо моча самих "неуловимых мстителей". Кони, как правило, тоже были крадены: на ночь они становились собственностью Оскорея. Наутро крестьяне находили своих лошадей в стойлах загнанными до полусмерти, или, того хуже, им приходилось долго искать их, потому что "дикие всадники" могли бросить их, где им вздумается. В Nordisk Jul ("Нордические Святки") шведский собиратель фольклора Хильдинг Силандер описывает празднование дня "святого штефана" (26 декабря) в шведской деревне Блекинге. Всмотритесь, не проглядывают ли под ликом этого "святого" уже знакомые нам черты Одина и Оскорея:

"Мы мчались по полям и лугам как безумные, не разбирая дороги и ни о чём не задумываясь. Некоторые из нас на скаку становились на колени на круп своего скакуна, крича при этом во всю глотку как умалишённые, самые же лихие становились на коня в полный рост - и никто из них не упал. ... Так мы мчались, и это была рискованная езда - как для животных, так и для людей. ... Мы рапевали песни, но ни одна из них не была посвящена штефану, хотя всё эта затея и называлась "гонкой штефана". ... крестьяне выходили их дворов, поднося нам хмель и воспевая наше шествие. За всё время скачки мы не разу не вылезали из седла. ... Если позволяли размеры избы, один из всадников въезжал прямо на коне в светлицу и пил приготовленный хозяевами мёд. ... Мы пили, не слезая с коней и мчались на следующий хутор, где сценарий повторялся в точности. В конце концов, мы, конечно же, напились мертвецки. Когда же мы вернулись, наши кони были в пене. Лошадям наша скачка явно не пошла на пользу."

Но кроме наказания тех, кто не хотел пускать Оскорей на порог, дикие обычаи "дикой Охоты" имели и другое значение. Если демоны получали в доме еду и питьё, то они приносили гостеприимным хозяевам довольствие и достаток. Иногда крестьяне даже оставляли лошадей в стойлах с оголовьями, уздечками и сёдлами - считалось, что украденные ночью лошади сохраняют плодородие земли. В надежде снять богатый урожай, крестьянин мог рассматривать потери, сопряжённые с Оскореем, как часть своеобразной сделки с Силами Природы. Похожее отношение существовало и у альпийских крестьян, когда они награждали едой и вином шествующих от дома к дому ряженных Перхтов, или же позволяли им хозяйничать в кладовках. Латвийский вервольф Тьез говорил о мистическом значении украденной ими еды или задранных животных как о жертве, которую необходимо, вольно или невольно, принести; их священная кража была залогом грядущего урожая.

Но с годами всё больше и больше селян стали отказываться принимать дикие нравы Оскорея. Ритуальный характер краж и проказ стал забываться, вместо этого к ним стали относиться как к "предрассудку". Симпатии населения исчезли (этому, конечно же, способствовало принятие хрестианства, ненавидящее всё Природное и неиудейское - Хвар) - теперь ряженые юноши воспринимались не как воплощение душ усопших или духов плодородия и изобилия, а скорее как смутьяны и злодеи.

"Это полчище обычно мчится по воздуху; во главе его - всадница, иногда даже полуженщина, полулошадь. ... Они врываются в дома, забираются в подпол, воруют оттуда пиво, крадут из стойл лошадей и загоняют их почти до смерти, полумёртвые сами возвращаются домой. Появление Оскорея куда как неистовей, куда как ужасающей и страшней, чем появление святочных козлов и других "бессовских тварей". Когда он приходит на двор, то это никак нельзя назвать дружеским визитом, правильней это называется кражей, разбоем, чреватым разрушениями и увечьями для людей и скота."

Кристина Йоханнссен

В своих работах и Хефлер и Йоханнссен приводят примеры, когда в наказание нерадивым селянам даже поджигались дома. Хефлер пишет о тайном братстве Oja-bursar в Содерманланде, которое от своих членов требовало неукоснительного соблюдения правил строжайшей конспирации: "Очень характерной и странной одновременно особенностью этого культа было то, что ряженые во время своей дикой исступлённой оргии могли даже сжечь дом или совершить другие акты вандализма. По какому принципу избирались цели поджогов этой группой навсегда останется загадкой..."

Кристина Йоханнссен смогла найти следы пепелищ, оставленные Оскореем и в соседней Норвегии:

"Если вы не подготовитесь должным образом к встрече Оскорея, вы рискуете навлечь на себя большие неприятности. Ряженые могут разрушить всё, что только можно разрушить, или как в Фоссе (Хордаленде) покалечить домашний скот или даже сжечь ферму."

(Позволю себе дать некоторые комментарии к вышеизложенному. Во-первых, принятие хрестианства, как я уже говорил, объявившее всё это "предрассудками", способствовало превращению сакрального Действа Дикой Охоты в обычную пьянку с дебошем, а, во-вторых, не надо мешать в одну кучу всякого рода "братства", творившие под видом "язычества" свои злодеяния с подлинными Мистериями Древних! Аналог Дикой Охоты существовал и у Славян. Он сохранился и после принятия христианства Русью. В Гоголевском произведении “Вечера на хуторе близ Диканьки” упоминается о колядках на кануне празднования христианского рождества. Ряженые молодые люди ходили по домам, пели колядочные песни, чем желали хозяевам дома процветания, а те в свою очередь, в качестве благодарности одаривали ряженых едой и питьем. Если же ряженых не пускали на порог, то они чинили всяческие разорения и погром хозяевам дома. Эта традиция сохранилась в российской и украинской глубинках вплоть до настоящего времени, что доказывает наш Общий Арийский Корень - Хвар.)

3.

Как и во многих других языческих празднествах, шум играл весьма существенную роль в "Дикой Охоте". Мистической шум - этакая архаичная технология доведения присутствующих до состояния исступления, был весьма характерен для большинства нехристианских ритуальных торжеств. Бонифаций, убитый язычниками за то, что срубил Дуб Тора (в некотором роде Священное Дерево Древних Германцев - Хвар) и за тот же акт вандализма впоследствии канонизированный церковью ("геройский" поступок, достойный истинного христианина. Чтож, какова религия, таковы и "святые"... - Хвар), проклинал шумные зимние процессии Германцев. В немецком языке есть термин Heiddenlarm, что означает "языческий шум". Напротив, гробовая тишина, нарушаемая лишь приглушённым шёпотом, является отличительно чертой христианской литургии. Чем громче были звуки барабанов, колокольцев, трещоток, дудочек, рожков и людских криков, тем сильнее было магическое воздействия шума. Чем дальше на север, чем дольше зимние ночи, тем свирепей и мрачней становились "демонические" обряды - чтобы отогнать злых духов и разбудить Природу, спящую в замёршей земле:

"Использование инструментов, создающих шум, - один из самых эффективных способов привести человеческий организм в экстатическое состояние. Грохочущие железные тарелки и другие ударные инструменты использовались в различных процессиях, мистериях с незапамятных времён. Не менее важными средствами пробуждения ярости и агрессии во время шумных маскарадных шествий нашей родины - Перхт и Штембарта, были колокола и колокольца всех мастей и размеров. ... Во многих сказаниях говорится, что "Дикая Охота" приближается под звуки чарующей музыки, которая зачастую сменяется шумом и дикими криками. ... Непременным атрибутом воинства ("Дикой Охоты") является адский шум и грохот."

Хефлер

4.

"Для того, чтобы достичь контакта с потустороннем миром, чтобы достичь религиозного экстаза ими используются всеразличные ухищрения: маски, переодевания, шум (колокольцы, барабаны и т.д.), алкогольные напитки (особенно пиво и мёд), танцы, музыка, пение (а также призывные кличи, исполняемые фальцетом, похожие на колдовские заклинания) и т.д. Своим поведением и красочными одеяниями ряженые стремились показать, что они представляют сверхъестественных существ, а никак не человеческих особей. Одеваются они как можно более сюрреальней, говорят фальцетом, музыкой, танцами и пением доводят себя до исступления... Их одежды должны выглядеть так, как не привидится в самом страшном сне, поэтому использовалось всё, попавшее под руку, чтобы как можно более обезобразить свой наряд. Вокруг глаз они наводили углём чёрные круги, чтобы выглядеть ещё более устрашающе..."

Йохансен

В начале 90-ых мы стали свидетелями того, как все эти элементы вновь были вызваны к жизни в Скандинавии и, прежде всего, в Норвегии. Большинство музыкантов, играющих блек-метал, раскрашивают свои лица чёрно-белым гримом, в результате чего на них появляются ужасающие "демонические" гримасы, одеваются в стилизованные под древненордические костюмы, которые украшают различной оккультной символикой... что, в конце концов, наводит на мысль об уже состоявшемся своеобразном китче. Когда слышишь загробные голоса певцов, представляющие из себя едкую смесь хриплых криков и таинственного шёпота, на ум сразу приходят фальцеты Оскорея. Ряженые Оскорея изменяли свои голоса и предумывали себе вымешленные имена, так как они представляли собой "демонов", а посему должны быть неузнанными. Музыкантов блек-метал, использующих свои настоящие имена, можно перечесть по пальцам одной руки - подавляющее большинство же взяло себе псевдонимы из скандинавской истории и мифологии - на сегодняшний день на блек-метал сцене вы найдёте имена почти всех божеств Эдд. Схож даже возраст участников - ряженым Оскорея было от 15 до 25 лет.

Но к языческому шуму блек-метал, добавил одно из достижений современной цивилизации: электрогитару. Музыка получилась сумасшедшей и дикой, сильно мрачной; "демоническое" музыкальное искусство, сродни работам норвежского экспрессиониста Эдварда Мюнхена, чья известная картина "Крик" вполне могла бы идеально подойти для обложки блек-металической пластинки. Бесконечное повторение определённых лейтмотивов, ореол тьмы и безисходности на фоне мрачного, нечестивого ландшафта многих песен, подчас длящихся свыше десяти минут, производит почти психоделическое воздействие на слушателя. Из-за мрачности и тяжести многих композиций различить их подсознательную мелодию можно только после нескольких прослушиваний. Блек-метал - это культура вервольфов, романтизм волка, и это роднит его с Оскореем. Есть ли блек-метал - следование Традиции, воскрешения древнего и средневекового Нордического Фольклора? Может быть, блек-метал с его жёстким, суровым звучанием - это Оскорей Железного Века? Некоторое сходство, безусловно, есть, но есть и одно существенное отличие: блек музыканты не живут в сельской местности, но являются членами деревенской общины. Блек-метал, по сути своей, андеграудная культура норвежских городов. Но сознательно ли, или помимо воли музыкантов, Духом Нордической Космологии пропитана вся блек метал музыка последней декады двадцатого столетия - интересный феномен, хотя многие фолклористы и германофилы будут оспаривать эту преемственность.

Есть и ещё одна странная связь между Оскореем и поджогами церквей в Норвегии в 1992 году. В Сторетвейте, Фантофте, Холменколлене, Ставангере, Ормойе, Скьольде, Хокето и Сарпсберге в одну прекрасную лунную ночь в небо взвились искры пожарищ христианских храмов. Во время тушения пожара в Сапсберге погиб один из пожарников. Среди них этих сгоревших церквей была из немногих сохранившихся до наших дней деревянных - Фантофт. Некоторые блекметаллисты рассматривали разрушение церквей как акты возмездия христианским козням, когда сотни лет назад используя точь-в-точь такие же методы христианство оскверняло или уничтожало Священные источники Язычников, распиная Святыни Северян.

"Если бы это сделал я, то не стал бы сожалеть о содеянном. Эти деревянные церкви были построены в период перехода от Гордого Язычества с смешному христианству. Разрушая их, мы как бы начинаем Новый Отсчет Истории. Сам я никогда не поджигал церквей (знаем, знаем - Хвар), но приветствую тех, кто делает или делал это. Тот, кто строит христианский храм на Нашей Языческой Земле - тот оскверняет могилу Одина!"

Варг Викернес.

Блек-метал - Это романтика Оскорея. Во многих песнях затрагивается Языческая тематика, Нордическая Мифология; блек-метал - это Борьба с христианством, и, в некотором смысле, борьба с американизмом, захлестнувшим все сферы европейской жизни. Безусловно, многие блек метал музыканты, воспевающие в своих песнях образы давно минувших дней Скандинавии, украшающие свои пластинки Ирминсулом (Древо Мира у Германцев) и Милльониром (Молотом Тора), не имеют в своём багаже достаточных знаний о Духовном значении этих Символов. Для них это лишь макияж, декорация. Но есть и другие, серьёзно воспринимающие Нордическую Космологию, в своих работах связующих Арийскую Философию с идеологией Сопротивления и Принципами Самоуважения, образуя из этих компонентов современное Нордическое Ницшеанство. С этого момента блек-метал, становится Авангардом Язычества, объединяя в себе повседневность и Миф.

 

 

Публиковалось в издании "СОЛНЦЕВОРОТ" №3

обсудить на форуме

Сайт создан в системе uCoz